Кино
по-деревенски
Может ли человек, не владея навыками режиссера и оператора, снять профессиональное документальное кино? О чем расскажет документальный кинокампус на Русском Севере, и как он пройдет? Мы поговорили с руководителем проекта «Документальный кинокампус «Северяне», кинорежиссером, председателем молодежного центра Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Николаем Котяшом и попытались разобраться в том, как рождается деревенское кино.
Николай Котяш, руководитель проекта «Документальный кинокампус «Северяне»
— Николай, как появилась идея создать документальный кинокампус?

Проект «Северяне» возник после обсуждения с режиссером документального кино Ксенией Охапкиной. Сначала мы хотели провести некую документальную кинолабораторию в рамках фестиваля деревенского кино «Печка». Мы планировали собрать молодых кинорежиссеров в селе Шелота Вологодской области, чтобы они что-нибудь поснимали, но мысль пошла дальше, и от этой идеи мы отказались в пользу полноценной документальной кинолаборатории в Вологодской области. Все достаточно спонтанно, но мы загорелись этой идей, написали заявку, которую поддержал Президентский фонд культурных инициатив.

Ксения Охапкина
режиссер фильма «Северяне», номинант премии «Оскар» за документальный фильм «Бессмертный»
— Почему решили, что съемки фильма и кинолаборатория будут проходить в Вологодской области?

Там мы уже не первый год проводим международный кинофестиваль деревенского кино «Печка». За два года до этого кинофестиваля я со своими студентами отправился в экспедицию от географического факультета МГУ в село Шелота. Мы были ответственными за режиссерскую часть этой экспедиции, то есть в процессе нашего путешествия студенты должны были снять некое видеоэссе на тему, как они воспринимают Русский Север. Под премьеру итогового фильма было выбрано место, где и снимался сам фильм. После этого возникла идея организовать кинофестиваль деревенского кино, которого на тот момент не существовало в нашей стране. Так, сначала возник первый фестиваль деревенского кино, а уже на базе этого был выбран регион для документальной кинолаборатории.
— Какие еще кинофестивали проходят в селе Шелота параллельно с кинокампусом?

В России очень много фестивалей, в каждом регионе есть хотя бы один. Все они разного уровня, разного масштаба, разной направленности. До кинокампуса здесь же, в селе Шелота, мы проводили кинофестиваль «Печка». Плюс есть еще проект «Кинопередвижка», то есть лучшие фильмы с фестиваля мы возим по деревням Верховажского района Вологодской области. А уже после в Шелотах мы собираемся с участниками лаборатории для завершающего этапа документального кинокампуса, который будет проходить под руководством художественного руководителя Ксении Охапкиной и режиссера-монтажа Владислава Гришина. Они вместе с участниками будут отсматривать получившийся материал, а также производить первичный монтаж. А уже потом, в течение осени, в Петербурге Ксения с Владиславом будут выстраивать итоговую историю. Также в рамках кинокампуса будут проходить съемки связующих элементов между этими проектами, чтобы можно было объединить все в полнометражный фильм.
Кинофестиваль
«Печка»
— В чем заключается ценность деревенского кино?

Скажу сразу, что фестивалей деревенского кино в мире не так много, в России фестиваль «Печка» — единственный. В чем ценность деревенского кино? Сейчас мир достаточно глобализируется и привлекается больше внимания к городам. Деревня, на мой взгляд, незаслуженно забыта. И в целом в медиапространстве несет какой-то негативный оттенок. Хотя на самом деле хочется показать с более позитивной стороны этот деревенский образ, потому что в нем есть какая-то связь с корнями, с нашим прошлым, с какими-то природными ритмами. Этого нам не хватает в сумасшедшем современном мире, поэтому, на мой взгляд, есть острая необходимость рассказывать про деревню с точки зрения каких-то позитивных сторон.
— Не было ли страха доверять съемки не профессиональным режиссерам? С какими трудностями приходилось сталкиваться?

Конечно, риски были и есть, но концепция проекта в этом и заключается, что про культурный код Русского Севера на примере Вологодской области снимают сами носители этого культурного кода, то есть люди из региона. Это отличается от того, что приехали режиссеры из Петербурга или Москвы в экспедицию и сняли документальный фильм. Это все равно взгляд извне. Отчасти это можно отнести к антропологическому исследованию из области визуальной антропологии, то есть как люди, которые сами являются носителями культурного кода, воспринимают собственную среду, свой собственный регион. Трудности, конечно, были, поэтому нам и пришлось организовать обучающий блок, в котором Ксения Охапкина проводила занятия, помогала выстроить истории. Это была очень вдумчивая работа с каждым из участников по их проекту.
Документальный кинокампус «Северяне»
— Где планируете выпускать фильм в дальнейшем?

Это документальное кино, поэтому, прежде всего, на фестивалях. После выхода фильма два года он будет ездить по разным фестивалям. А дальше, возможно, будут разговоры с телеканалами, платформами, для выхода в широкий прокат. По итогам этого кинокампуса мы примем решение, будем ли продолжать этот проект. Есть два варианта: либо делать второй сезон в Вологодской области, либо работать в другом регионе России.
Made on
Tilda