Образование завтрашнего дня
Как учить так, чтобы всё запоминалось, понималось и применялось потом на практике? Этот вопрос особо остро встал сегодня, когда информации слишком много, а методики обучения остались прежними.
Зачем изменять методики образования?
Ежегодно объем знаний человечества увеличивается на 30% по данным университета Беркли. То есть через одно поколение он возрастет в 190 раз. Как рассказывает София Юрасова, консультирующий психолог, современные методы образования малоэффективны для освоения такого объёма информации. Это приведёт к увеличению сроков образования или к падению качества специалистов.
Мы рассмотрели несколько новых методик, которые уже используют в Санкт-Петербурге или только создают.
STEAM-образование
В инженерно-технологической школе 777 существует Applied-платформа открытого образовательного пространства. Проект основан на базе Центра дополнительного образования «Лахта-полис». Платформа использует методы STEAM-образования, в основе которого лежат следующие принципы:
1
Междисциплинарный характер обучения. Для решения поставленной задачи потребуются знания и других предметов. Например, для решения задачи по химии, нужно будет применить знания математики и физики.
2
Проектная форма образовательного процесса подразумевает объединение обучающихся в группы для совместного решения учебных заданий.
3
Практический характер заданий, то есть после обучения студент сможет решать все производственные задачи в своей профессиональной области .
Среди высших учебных заведений в Санкт-Петербурге можно выделить СПбПУ,
который также использует STEAM-подход в обучении студентов. Более того, данный университет ввел CDIO++-метод (Conceive, Design, Implement, Operate: Планирование, Проектирование, Производство, Применение), благодаря чему, формируются навыки и компетенции мирового уровня. Это помогает развивать высоктехнологическую промышленность, а также повышать качество подготовки специалистов.
Программа особенно подходит для инеженерного или технического направления, сейчас в России её начинают применять и для гумманитарных специальностей.

Система STEAM
Кликните, чтобы увеличить
Преимущества STEM-образования
(по желанию можете включить субтитры на русском)
Лекция про роль гуманитарных наук в STEAM-образовании
Платформа «Глобальный класс»
В марте в СПбГУАП была открыта лаборатория когнитивных исследований. Одна из научных разработок которой — проект «Глобальный класс». Нейро-аватары (портреты людей, сгенерированные нейросетью) будут учить по специальной образовательной программе, которую создадут на основе исследований мозга. В лаборатории изучат, как легче обучить человека. Представьте, что больше нет скучных лекций и лишней «воды», материал объясняется максимально понятно, красочно и интересно. Более того, проект позволит учиться на 50 языках.
Такая методика не заменяет педагога, а помогает вести лекции. Благодаря этому освободятся часы для практических занятий с преподавателями, которые закрепят полученные знания.

Для повышения качества образования, нужно адаптировать материал для молодого поколения, которое смотрит, играет, привыкло к развлечениям. Когда я читаю лекции, понимаю, что конкурирую не с другим преподавателем, а с Netflix, который у студента открыт на соседней странице браузера. Он одним глазом смотрит меня, а другим – на сериал. То есть я должен быть интересен молодежи, иначе пользы от обучения нет.
Алексей Козуляев
Заведующий лабораторией Когнитивных исследований в ГУАП
Вы можете посмотреть пилотную версию мини-лекции платформы «Глобальный класс»
Практическое обучение
Еще один метод образования, направленный на усвоение практических навыков используется в образовательной фабрике студенческого конструкторского бюро "Силовые машины - ГУАП". Для зачисления на программу нужно пройти отбор. После полугода обучения, вы начинаете практику в бюро, получаете и выполняете заказы.
Эта методика обучения нацелена на углубление знаний, а не освоение новых дисциплин. Но она крайне полезна для студентов старших курсов, потому что помогает набирать стаж и опыт.
Существуют и другие методики, знакомые и доступные широким массам. Например, геймификация образовательного процесса, использование приёмов мозгового штурма, эвристики (студента подводят к выводу, но сделать его он должен сам). Однако для того, чтобы применять новые методики, нужно обучить им педагогов. Ещё одной проблемой встаёт затратность использования новых методик.
Часто преподаватели российских вузов перегружены аудиторной работой и не имеют достаточно времени для внедрения современных, более эффективных образовательных технологий (проблемного и проектного обучения, электронных образовательных ресурсов) и часто не заинтересованы в этом. Между тем, требования к преподавателям со стороны студентов в части организации учебного процесса и технологий обучения, особенно к использованию информационно-коммуникационных технологий и новых электронных технологий, сегодня повышаются.
Александр Чучалин
Доктор технических наук, исследователь CDIO-метода образования
Какие выводы можно сделать?
Методики образования должны изменяться в соответствии с прогрессом. Сейчас, в век информации, важно быстро усвоить знания и научиться применять их на практике. Однако для массового использования инновационных методик, нужно обучить им педагогов и заинтересовать в этих новшествах. Также при реформировании образования стоит учитывать психологию современной личности. Всё это поможет повысить качество новых специалистов, заинтересует студентов в получении знаний.
Made on
Tilda