Лаборатория,
где читают мысли

Что же собой представляет новая Лаборатория когнитивных исследований, которая открылась в корпусе университета на улице Гастелло? Каждый человек думает по-разному, однако мозг у всех реагирует по одним принципам. Отслеживать наши реакции, анализировать их, выводить формулу внешне приятного и интересного продукта — одни из ближайших целей Лаборатории когнитивных исследований ГУАП.
Лаборатория открывает широкий спектр возможностей для когнитивистов — ученых, которые исследуют когнитивные способности человека с помощью нейротехнологических устройств. Также здесь можно будет реализовать идею преподавания нового типа, ведь студенты через 10−15 лет будут воспринимать, например, VR-технологии как обыденность, поэтому уже сейчас их можно учить не по учебникам, а с помощью новых методов.
— Коронавирус был единственной проблемой, задержавшей реализацию проекта на год. Лаборатория должна была открыться в 2021-м, — рассказывает Алексей Козуляев, создатель лаборатории, генеральный директор и совладелец ООО «РуФилмс» и группы компаний «РуФилмс». — Но несмотря ни на что мы ее открытии, уже сотрудничаем с Лабораторией кибербезопасности и Лабораторией робототехники ГУАП, планируем налаживать контакты с Лабораторией интернета вещей. Мы хотим сделать синергию всех 11 лабораторий вуза.
Алексей Козуляев
основатель Лаборатории когнитивных исследований
В открытии приняли участие не только представители университета, но и партнеры — президент Евразийской лиги субтитровщиков Елена Конотопова и руководитель компании RedCarpetStudio Наталья Иванова-Достоевская. Совместно с Евразийской лигой субтитровщиков лаборатория будет осуществлять тестирование стандартов субтитрирования программ и сериалов и анализ восприятия аудиовизуальных произведений. А с партнером Red Carpet будут тестировать анимационные произведения. Кроме того, есть запросы на использование VR-технологий в образовании и AR-технологий в архивном деле, а также предложения, касающиеся адаптации музеев для людей с особыми сенсорными потребностями.
Но уже сейчас на базе новой лаборатории студенты пишут выпускные квалификационные работы и курсовые. Например, Дарья Бахтина, студентка направления «Перевод и переводоведение» пишет диплом о влиянии плохого перевода на восприятие. Она выбрала эту тему потому, что ей интересно, как перевод воспринимается другими людьми. Также Дарья любит Наруто, совместив учебу и любимое аниме, она сделала проект, в котором можно наблюдать, как люди реагируют на неправильный перевод. В этом может помочь эмодетектор. Программа контролирует определенные точки на лице и улавливает сокращение мышц, тем самым определяя эмоции человека.

Еще в лаборатории готовится проект «Глобальный класс». Это образовательная программа будущего. Обучать студентов будут нейро-аватары — «портреты» людей, сгенерированные нейросетью. Они могут рассказывать лекции на пятидесяти языках. Особенность проекта заключается в том, что он позволит пересмотреть подход к преподаванию: лекции будут длиться меньше, после них — закрепление материала с помощью тестов и практических заданий. Материал будет подобран и структурирован таким образом, чтобы он был интересен современным студентам. Также в планах лаборатории локализовать английскую платформу, на которой сейчас ведется создание проекта. В этом случае ГУАП будет единственным носителем подобной технологии на территории России.

Сейчас в лаборатории есть оборудование, способное считывать взгляд человека, мозговую активность. На открытии были представлены выпускные квалификационные работы, среди которых управление интерфейсом при помощи взгляда или жестов, в чем помогают высокочувствительные датчики. Это позволит сделать большой шаг в переосмыслении способов управления компьютерными программами или механизмами.
Кроме того, теперь открыт доступ к исследованиям кинестетических интерфейсов. Как мы уже говорили, на открытии демонстрировались нейро-аватары, но они были статичны, наблюдалась лишь артикуляция губ и простейшая мимика. В планах лаборатории — научить их двигать руками, использовать жесты и невербальное общение. Такое возможно только после исследования и классификации движений человека, для чего уже закуплено оборудование с технологией 3D.
Поскольку сейчас особенную популярность набирает сфера разработки компьютерных игр, необходимо анализировать, как влияют внешность персонажа, голос, характер на интерес пользователей. В лаборатории есть технологии, которые помогут отслеживать концентрацию, вовлеченность и объекты внимания человека во время каких-либо процессов. Исследования в этой области помогут уменьшить риски производителей, что их продукт не понравится покупателю.

Еще одной областью исследований является попытка защитить человека от психологических манипуляций. Для этого нужно исследовать, как мозг реагирует на информацию.
Кроме того, в лаборатории есть оборудование для полного цикла тестирования восприятия креативных графических, аудиовизуальных и интернет-материалов, а также для создания, тестирования и когнитивной настройки восприятия образовательных и художественных VR-материалов. С его помощью можно выполнять самые разнообразные проекты в рамках грантов, проводить обучение когнитивным наукам и экспериментальной когнитивистике. На этом исследования не заканчиваются, цели озвучили только на год, а это значит, что впереди ждет еще много интересных проектов!
Made on
Tilda