Как живут на орбите
Неизведанное пространство космоса всегда привлекало людей. А что если перед тобой окажется человек, который дважды побывал за пределами нашей планеты и видел то, о чем на Земле можно только мечтать? Наш корреспондент пообщался с летчиком-космонавтом Андреем Борисенко и узнал о секретах жизни вне Земли.
— Андрей Иванович, что подтолкнуло вас к увлечению космосом?

Первое, о чем бы я хотел сказать, — фильм «Укрощение огня», который вышел на экраны, когда я учился во втором классе. Его можно считать отправной точкой. Интересная, захватывающая и красиво снятая картина. Потом, уже во взрослом возрасте, я понял, насколько правдиво там рассказывается о тех, кто создает космическую технику. Также мне в руки попадали произведения космической фантастики. И, наверное, это и не давало угаснуть интересу к жизни вне Земли и необычной профессии.

Моя вторая серьезнейшая удача в жизни — то, что я попал в Юношеский клуб космонавтики имени Г. С. Титова. Случайно увидел от руки написанное объявление о наборе в клуб, и в самый последний день отбора успел прийти на собеседование. Почему это было таким важным событием для меня? Потому что в клубе я познакомился с людьми, которые связаны с пилотируемой космонавтикой, а также с космонавтами и инженерами-ракетчиками, создающими ракетную технику профессионально. Так как мы не просто там проводили время, а еще и усердно учились, для себя я смог сделать вывод, что это моя профессия, и я готов этим заниматься в будущем.


Андрей Иванович Борисенко

— Какое-то время вы работали в ВМФ гражданским специалистом. В чем заключалась ваша работа и какое различие между морским и космическим кораблем?

Я работал в закрытом НИИ и даже по прошествии такого времени не уверен, что могу об этом рассказывать. Единственное, могу сказать, что я был младшим научным сотрудником, и мы занимались разными вопросами для нашего военно-морского флота. Что касается различий между двумя кораблями, то самое главное — среда, для которой предназначен тот или иной корабль, это обусловливает и разницу в конструкциях, и в том, что корабль может и не может физически делать. Если говорить про общие черты, то жизнь человека на борту того или иного корабля, как правило, это длительное существование вдалеке от земли, от своих баз, баз снабжения. Это пребывание в условиях автономной работы, что обусловливает необходимость высокой выучки экипажа.
— Какой распорядок у космонавта на МКС, у всех ли он одинаковый?

Он одинаковый у всех с точки зрения времени подъема и отбоя, но иногда и это может быть разным, так как у каждого члена экипажа своя программа, которая расписывается центром управления полетами на каждый день. Прописывается абсолютно все: подъем, время приема пищи, когда физкультура, когда работа и с какой конкретно аппаратурой, документацией. В целом, подъем в 6:00, отбой формально в 21:30, а фактически экипаж идет спать в 00:00 или в 1:00. Связано это с тем, что в космосе времени на восстановление сил требуется меньше, чем на Земле. Если на Земле необходимо спать 8 часов, то в космосе достаточно 5−6 часов, поэтому несмотря на нарушение распорядка дня, никто против этого не возражает.
— Как на МКС удается поддерживать физическую форму?

Для этого есть различные тренажеры. В основном три тренажера: беговая дорожка, велоэргометр и тренажер для силовой тренировки ARED наших американских коллег, он представляет собой зал, который при небольшом объеме позволяет давать нагрузку почти на все группы мышц. На Земле такой конструкции нет, потому что она может работать лишь в условиях невесомости. Только благодаря этому космонавты сохраняют необходимый физический уровень и могут длительное время работать в космосе. Если бы этих средств профилактики невесомости не было, то где-то через 18 суток экипаж в срочном порядке должен был бы вернуться на Землю, потому что находясь без физической нагрузки более 18 суток, космонавт подвергает запредельным рискам жизнь и здоровье.
— Оба ваших полета переносили. Что ощущает космонавт в такие моменты?

Лично у меня какого-то стресса это не вызывало, потому что я по образованию инженер-ракетчик и понимаю, что в любой системе при подготовке может пойти что-то не так и потребуется больше времени, чтобы привести корабль в нужное состояние. В первом полете была задержка пять дней, во втором все было гораздо печальней, его перенесли практически на месяц, потому что долго не могли определить причину неполадки. И мы впервые в истории отечественной космонавтики не остались ждать на Байконуре, пока завершатся проверки, а вернулись в Звездный городок. Я думаю, что это больший стресс для наших родных и близких, потому что со стороны это кажется чем-то более серьезным, чем нам.
— Что для вас сложнее: работать в управлении полетами или самому летать в космос?
Свою карьеру в центре управления полетами (ЦУП) я начинал с инженера, а должность сменного руководителя полетов является самой высокой точкой в нашей профессиональной карьере. Разница только в функционале, который должен выполнять сменный руководитель полетов и космонавт. Могу сказать, что первая должность мне помогла хорошо понять работу центра, поэтому никаких сложностей во время полётов во взаимодействии с ЦУПом у меня не возникало. Я знал, что может и умеет центр, и не требовал от них лишнего, а они внизу очень хорошо понимали, что мне все это знакомо, поэтому мы всегда находили общий язык по всем вопросам.
Made on
Tilda