Наставник, друг и помощник
Преподаватель занимает важное место в жизни каждого студента. Он направляет на верный путь, передает ценный опыт и знания. Многие преподаватели ГУАП стали кураторами учебных групп в 2023 году. Мы решили узнать, с какими результатами они провожают Год педагога и наставника, а также про их ожидания от следующего.
В этом году в Военном учебном центре, как и всегда, велась постоянная воспитательная работа. Мы ведем не только групповую, но и индивидуальную работу, например, при контроле посещения занятий: если студент не пришел на занятие, мне необходимо сразу выяснить почему. Еще один пример — в Военном учебном центре мы поздравляем ребят с днем рождения: выводим из строя, отмечаем достижения, даем напутствие. Студенты могут обратиться ко мне за советом и подойти с любым вопросом — и личным, и по учебе. Хочется отметить, что наши студенты регулярно участвуют в параде 9 мая. Но сначала несколько месяцев они готовятся: тренируют строевой шаг, повороты, одним словом — слаженность движений. Для самих ребят это возможность показать себя. И для нас это гордость, ведь ГУАП — это единственный непрофильный университет, который участвует в параде.
Какие впечатления стали самыми яркими? В осеннем семестре впечатлило количество мероприятий для студентов. Как куратор я порой даже не успевала проговаривать с ними все. Большое спасибо руководству вуза, в частности Николаевой Ларисе Игоревне и ее команде, за создание сообщества кураторов. Сейчас кураторы чувствуют поддержку и заинтересованность в их деятельности. И сами студенты чувствуют себя более защищенно, зная, что есть старший товарищ, наставник, к которому можно обратиться за помощью. Поражает масштабностью и разнообразием мероприятий Центр компетенций ГУАП, директор которого, Баймакова Ксения Валерьевна, заряжает своей энергией всех студентов, заинтересованных в развитии гибких навыков. Впечатляет и работа организаторов и участников Акселератора ГУАП. Уже четвертый сезон я с удовольствием принимаю участие в данном проекте в качестве наставника. Благодаря усилиям и настойчивости Леонтьевой Татьяны Сергеевны ребята могут попробовать себя в роли предпринимателя, пообщаться с представителями бизнес-сообщества, индустриальными партнерами, потенциальными клиентами, менторами и трекерами. Вишенка на торте впечатлений — моя поездка в центр знаний «Машук» в Пятигорске. Было интересно познакомиться и пообщаться с коллегами из разных уголков нашей страны. Приятно осознавать, что профессия преподавателя нашла признание и поддержку на федеральном уровне. «Машук» подарил вдохновение, веру в свои силы и невероятную команду единомышленников!
2023 год был безусловно прорывным и сверхрезультативным — нам с коллегами удалось организовать и провести городскую олимпиаду, восхитить крупные вузы-участники нашим уровнем и выиграть грант на проведение всероссийского формата в следующем году. Со студентами мы собрали команду, с которой смогли отстоять честь нашего вуза на всероссийской олимпиаде в другом городе — показать, что можем занимать призовые места честным способом даже в нечестной борьбе, что проверка работ и организация должны быть ответственными и добросовестными. Наши ребята показали себя не только профессионалами, но и защитниками чести: своей и своих преподавателей. Они выигрывали стипендии, гранты, занимались научной работой, выступали на конференциях, олимпиадах и соревнованиях, все вершины покорялись раз за разом. Но самое важное далеко не это — важны их горящие глаза и искренние улыбки, ведь именно это мой долг как преподавателя.
Этот год был просто невероятным! Летом я работала в приемной комиссии ГУАП и узнала больше о различных подразделениях университета, внутренних механизмах, стала гораздо увереннее при общении с любыми людьми, особенно в телефонных разговорах, познакомилась с сотрудниками вуза. Для меня год был богатым на образовательные программы для преподавателей. Я проходила повышение квалификации по надпрофессиональным компетенциям, после чего участников, успешно прошедших программу, пригласили на программу в «Сенеж», где я впервые погрузилась в профессиональную среду и поняла, что таких преподавателей, как я, много, вместе мы большое, живое сообщество неравнодушных людей. После этого был «Машук». Полное погружение в общение с людьми, с которыми вы говорите на одном языке и горите своим делом. Сколько нового я узнала: форм работы, инструментов, практик. Я поняла, что знания можно брать отовсюду, особенно в такой образовательной среде. Теперь хочется участвовать во всем! Только недавно я опубликовала видео-визитку для поездки на «Всемирный фестиваль молодежи 2024». После таких мероприятий начинаешь осознавать себя заново, задаешься вопросами: «Кто я и какое место занимаю?»
Я куратор групп 6133 и 6033. Этот год был для меня непростым, поскольку сейчас я активно готовлюсь к защите кандидатской диссертации, поэтому все свое время я посвящаю научной деятельности. Надеюсь, в следующем году я успешно защищусь и стану кандидатом филологических наук. С ребятами мы встречаемся не очень часто, но регулярно проводим кураторские часы, обсуждаем насущные вопросы, я помогаю им с учебной деятельностью и не только. Например, мы принимали участие в литературном диктанте, который проходил в сентябре. Мы также занимаемся производственной практикой — ездили в Центр речевых технологий — это крупная компания с головным офисом в Москве, которая занимается информационными технологиями в сфере языка. Мы уже не первый год сотрудничаем с ЦРТ, каждый раз студенты выполняют новые задания. Например, перед ними стояла задача сымпровизировать диалоги, которые в дальнейшем будут использованы для обучения бота. Один студент был оператором, а второй — клиентом. Ребята проявили актерский талант, великолепные знания русского и английского языков. Конечно, я бы очень хотела проводить побольше времени с ними, очень надеюсь, что в следующем году мы будем больше сотрудничать и заниматься. Очень сложно, когда ты не ведешь пары у своих групп, но я пробовала разные методики и научилась собирать людей, не встречаясь с ними во время учебного процесса. Не нужно быть ментором в галстуке-бабочке, но и не стоит становиться панибратом. Я думаю, мне удалось найти золотую середину и успешно коммуницировать с ребятами. Ребята не боятся обращаться ко мне с вопросами.

У меня очень большие ожидания от следующего года, поскольку группа 6133 перейдет на четвертый курс, я очень надеюсь, что они успешно закончат учебу и, возможно, продолжат обучение в магистратуре. А себе я бы хотела пожелать побольше свободного времени. Моя самая большая мечта — защитить диссертацию, и тогда я смогу с головой уйти во внеучебную и кураторскую деятельность.
Уходящий Год наставника и педагога запомнился мне, куратору группы М131К кафедры физики института ФПТИ, как год успешного сотрудничества со студентами. Куратор — это тот человек, который должен уметь работать в команде и идти на компромиссы, которые не снижают эффективности достижения поставленных задач. Мне кажется, я успешно с этим справилась. Значимым событием для нас стало получение государственной аккредитации образовательной деятельности по направлению «Прикладные математика и физика». Мы долго и ответственно готовились с ребятами к этому событию, нам всем необходимо было в совершенстве владеть материалом по множеству изученных дисциплин. Я выступала не только как наставник, друг и помощник, но и как «строгий» преподаватель. За этот период мы научились работать сплоченно и грамотно и поэтапно планировать время. Порой не я поддерживала их, а они меня, напоминая о том, что мы все люди и не можем знать все.

Другие яркие моменты: посещение сектора НИОКР разработки устройств терагерцовой фотоники компании «Тидекс» и дальнейшая производственная практика, дискуссия с бывшим деканом ИТМО, создателем проекта «Музей Оптики» и профессором Сергеем Константиновичем Стафеевым, который лично познакомил нас с экспозициями музея и многое другое.

Я очень горжусь своими ребятами — группой М131К, которые всегда готовы сделать невозможное возможным. Себе бы я хотела пожелать продолжить обучение своих студентов, чтобы они оставались ответственными, целеустремленными, работоспособными и готовыми приходить на помощь людям. И чтобы после окончания ГУАП они искренне говорили: «Студенческие годы — это лучшее время в моей жизни».
Хочу выделить несколько значимых моментов в моей профессиональной деятельности за это время. Первое — меня повысили в должности с преподавателя до старшего преподавателя. Конечно, формально ничего не меняется, но в целом это очень приятно. Второе — активная кураторская деятельность. В этом году я наконец-то начала активно взаимодействовать со своими студентами со второго курса. В прошлом мы с ними не занимались, поэтому я не была с ними близко знакома. А в этом году я веду у них пары, мы можем обсудить какие-то насущные вопросы сразу вместе и решить все на месте. Помимо этого, 27−28 ноября мы проводили научную конференцию «Обучение переводу в неязыковом вузе», а я была руководителем рабочей группы. Эта работа предоставила мне несколько хороших возможностей. Например, поучаствовать в научной жизни и продвижении университета и поработать над его престижем. Хочется, чтобы наши ребята тоже активно развивались в научной сфере. Тем временем я продолжаю учиться в аспирантуре, мне нравится узнавать что-то новое. Правда, сейчас научная деятельность занимает чуть меньше времени, чем профессиональная. Какие перспективы я вижу? В будущем я бы хотела продолжить развиваться как куратор, возможно, пытаться вовлекать своих студентов в большее количество мероприятий, конкурсов, потому что они только начинают, для них это только-только первые шаги. В этом у меня есть хороший пример — моя коллега Пинтверите Дея Ричардо, она отличный куратор. Еще я бы хотела больше заниматься наукой, пробовать себя в чем-то новом, может быть, проводить новые конференции или писать больше статей. Надеюсь, в 2024 моя профессиональная и воспитательная деятельность станет даже лучше, чем в 2023, а я буду продолжать получать удовольствие от своей работы — это самое главное.
Уходящий год в педагогическом отношении оказался годом непростым, интересным и очень насыщенным. В 2023 году я работал с бакалаврами и магистрами направлений «Технология транспортных процессов» и «Интеллектуальные транспортные системы». Наши студенты участвовали во многих мероприятиях, становились победителями и призерами в различных викторинах, конкурсах, турнирах и соревнованиях.

Чтобы развивать интерес у учащихся к предмету, важно проводить внеклассную работу. Например, 18 апреля 2023 мы успели поучаствовать в 76 Международной студенческой научной конференции. На кафедре системного анализа и логистики проходило заседание секций «Организация перевозок и управление на транспорте и в цепях поставок» и «Интеллектуальные транспортные системы». Бакалавры и магистры выступали с докладами о своих научных достижениях в транспортной отрасли, обсуждали интересующие проблемы технологической составляющей процесса грузовых перевозок и транспортного обеспечения населения. Заседание проходило в творческой деловой обстановке, студенты работали активно и заинтересованно, задавали много вопросов выступающим, делились друг с другом своими знаниями в транспортно-экспедиторской деятельности.

Наши студенты направления 23.03.01 «Технология транспортных процессов» также прошли производственную практику в учреждении «Организатор перевозок», которое занимается многими полезными для горожан вопросами — регулированием движения общественного транспорта, информированием пассажиров, реализацией проездных документов и т. д. В ходе практики ребят ввели в курс работы предприятия, рассказали основные требования к кандидатам на инженерные должности на транспортных предприятиях, раскрыли преимущества выбранной специальности.

Итак, 2023 год подходит к концу. Тем не менее у наших педагогов и студентов по-прежнему впереди планы, грандиозные задачи, огромные проекты, без которых трудно представить свою жизнь.
2023 стал для меня особенным и переломным во многих аспектах. Еще в начале года я был студентом, а летом стал ассистентом. Если честно, еще в студенческие годы я загорелся желанием стать преподавателем и благодаря моим наставникам — Ирине Вячеславовне Романовой, Александру Васильевичу Самойлову и многим другим преподавателям 81 кафедры — я стал преподавать и вдохновлять многих студентов на новые достижения, доказывая на собственном примере, что наука — это круто! Начинать было достаточно легко, так как до этого я был старостой группы, вел открытые уроки, участвовал в проектах. Теперь я продолжаю изучать педагогику и развивать креативность для более интересных занятий. За этот небольшой промежуток времени я получил бесценный опыт преподавания, посетил огромное количество мероприятий, поучаствовал в программе «Голос поколения», благодаря которой получил колоссальные знания, изучил и внедрил в работу новые методики и познакомился с другими преподавателями со всей страны. Кроме того, в этом году я стал куратором выпускных групп. Я знаю, насколько сложно заканчивать обучение и параллельно начинать выстраивать профессиональную траекторию, поэтому активно поддерживаю, делюсь опытом и помогаю ребятам. Для меня большая честь дарить свой потенциал, вдохновение и мотивацию пятикурсникам. Мне удалось построить наши отношения на доверии, честности и открытости — так мы преодолели все трудности. Я уверен, что все только начинается и что у нас многое получится.
На фотографиях: Елена Вениаминовна Баданова, Александр Вячеславович Игишев, Анна Дмитриевна Державина
Made on
Tilda