Возвращение старых шедевров
Интересно было бы вам посмотреть в кино культовый фильм, который вышел много лет назад и когда-то собирал полные залы зрителей? Согласитесь, в этом есть своя романтика, как будто прокатиться на машине времени. Чтобы пережить эти впечатления, можно посетить кинолекторий. Об этом мы поговорили с петербургским киноведом и организатором клуба «Синематека» Леонидом Цыткиным.
Леонид Цыткин
Петербургский киновед и организатор клуба «Синематека»
– Леонид, вы по образованию врач, как оказались в сфере кино? С чего все началось?
Я просто всегда любил кино. Еще со школы с ребятами ходили на новые фильмы. Потом, в начале нулевых решили организовать киноклуб, тогда появилась возможность показывать фильмы не с пленки, которую не достать, а с техники. Сначала это были кассеты, затем DVD. Мы решили показывать те фильмы, которых в прокате нет. И делать это не просто так, а сначала рассказывать об этом фильме, потом обсуждать впечатления. Но это толком не реализовалось.
– Каким был ваш первый показ, фильм, с которого все началось?
Первая площадка у нас появилась в сентябре 2002 или 2003 года в еврейском петербургском центре. Первый фильм точно был чешским, 60-х годов, но какой именно, я не помню: или «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Мензеля, или «Маргаритки» Веры Хитиловой.
Кадр из фильма «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Мензеля
Кадр из фильма «Маргаритки» Веры Хитиловой
– Почему, на ваш взгляд, фильмы, которые вышли 20-30 и более лет назад, до сих пор собирают полные залы зрителей?
Фильмы, которые вышли 20 лет назад, я не считаю старыми, это наше время. Старое кино для меня то, которое появилось до эпохи новых волн, до начала 60-х, может даже еще раньше. В нашей стране старое кино не собирает зрителей, только если несколько раз в год и то на раскрученных режиссеров. Они интересуют зрителей по той же самой причине, что и романы, изданные 200 лет назад. Никто не спрашивает, «почему люди читают стихи Мандельштама», но спрашивают, «почему люди смотрят фильмы Орсона Уэллса, снятые 70 лет назад». В чем тут сходство? И то, и то высочайшего качества, ставит важные вопросы и доставляет удовольствие.
– Как вы подбираете фильмы для показов? Какими должны быть эти картины?
Картина должна мне нравиться изначально, ведь бессмысленно показывать фильм, который тебе не нравится. Тем более в последние годы я смотрю кино вместе со зрителями. Раньше я не показывал фильмы, которые не видел ранее. Теперь показываю, если я уверен в режиссере, если есть хорошая литература о картине. Иногда я могу поставить фильм, который мне не нравится, но я понимаю, что он важен для истории кино. Теперь же, как и 10 лет назад, мы ставим тематическое кино на месяц.
– Кто больше ходит на показы – молодежь или взрослые?
В одно время ходило больше ребят студенческого возраста, а сейчас чуть сместилось в сторону более взрослых.
– С чего лучше начинать смотреть старые фильмы?
Нужно в принципе смотреть больше разных фильмов, и если есть чутье, понимание, то научишься подбирать хорошее кино. Конкретного фильма я назвать не могу. Можно посоветовать одно: если не хочешь забивать голову плохими впечатлениями, лучше смотреть фильмы с хорошей репутацией.
– Какую кинокартину назвали бы «фильмом всех времен»?
Очень трудно выбрать одну. Сейчас обычно говорят о топе лучших фильмов всех времен в хронологической последовательности. Один назвать я не могу, но я бы обязательно включил в топ «Леди исчезает» Альфреда Хичкока, «Один, два, три» Билли Уайлдера, «Алмазы ночи» Яна Немеца и «Реку» Жана Ренуара. У каждого свой список, но режиссеры будут пересекаться.
– Назовите любимую цитату из фильма.
«Возможно, он говорит, как идиот, и выглядит, как идиот. Но вы не должны обманываться: он действительно идиот».
Граучо Маркс

Граучо Маркс
Американский актёр и комик

Афиши фильмов «всех времен» по мнению Леонида Цыткина

Made on
Tilda