Искусство по закону джунглей
Каждый из нас хоть раз бывал в цирке, но мало кто знает, как работает цирковой механизм и что происходит за кулисами. Нам удалось побеседовать с известным дрессировщиком, народным артистом России, художественным руководителем Большого Московского цирка Аскольдом Запашным и расспросить про постановку спектаклей, дрессировку хищников и воспитание домашних животных. Эксклюзивные ответы — в нашем материале.

Аскольд Запашный
Народный артист России, художественный руководитель Большого Московского цирка
— Аскольд, вы подготовили большое количество различных шоу-программ. Расскажите, в чем секрет успешного циркового шоу? Откуда черпаете идеи и вдохновение?

Я убежденный сторонник качества. Считаю, что залог любого успеха — профессионализм. Если происходит иначе, то это скорее исключение из правил, подтверждающее правило. То есть человек действует спонтанно на эмоциях, и если ему удается, то это скорее одноразовая акция. Если ты создаешь какие-то спектакли, которые рассчитываются на определенную реакцию, то нужно планомерно и очень грамотно строить этот продукт на всех этапах, начиная с подготовки и заканчивая самим спектаклем. А это не что иное, как профессионализм. И когда ты делаешь что-то профессионально, то под этим подразумевается абсолютно все на высоком уровне. Это подбор людей, построение экономики. Ты собираешь вокруг себя так называемый дрим-тим, то есть команду мечты. Приглашаешь тех людей, с которыми тебе по пути, потому что они мыслят примерно в одном направлении и выполняют свою работу на таком же уровне. Отсеиваются люди, которые тебе не подходят. В результате в команде остаются те, кто понимает, что и как ты хочешь сделать. И тогда получается исполнительское мастерство на высоком уровне: спецэффекты, костюмы, декорации — составляющие всех качественных шоу. Отсюда закономерный успех. И это не попытка словить удачу за хвост, то, что просто пришло тебе в голову, когда ты во сне о чем-то думал и тебе померещилась какая-то интересная идея. Хотя, конечно, можно по-разному черпать идеи. Профессионал наблюдателен, и даже если что-то ему вдруг неожиданно пришло в голову, то это тоже часть системы. Мне кажется, все это можно назвать профессионализмом.
— Какую роль в цирковых номерах играет сплоченность коллектива и доверие между артистами?

Цирк — искусство командное, именно поэтому династии являются фундаментом. И причина тому, в первую очередь, риск, с которым артисты сталкиваются каждый день, поэтому очень важно доверять своему партнеру. Если ты работаешь в команде, будучи акробатом, и тебя кто-то ловит — как можно этому человеку не доверять? Ты можешь выполнить все идеально, а он просто человек расхлябанный, человек, которому нельзя доверять. И вот он тебя не поймал. Даже микротравмы могут твою карьеру закончить. Поэтому здесь, конечно же, командная работа во всем проявляется.
Сплоченность нужна и для того, чтобы быстро выполнять поставленные задачи, то есть взаимопонимание в данном случае между цехами. Это тоже все к вопросу о профессионализме — в профессиональной сфере все делается командой, отдельно взятые люди мало что делают, какими бы талантливыми они ни были. Даже если человек может быть хорошим творцом, ему все равно нужно окружение.
— С какого возраста начинается дрессировка тигров и львов? Какое время требуется, чтобы хищник был готов выступать на арене?

У животных достаточно четкая схема: их готовят в среднем два года. Начинают же они проходить какую-то определенную школу дрессуры уже с момента, когда перестают пить материнское молоко и переходят на мясо, если мы про хищников говорим. В течение первого года они приучаются к человеку, окружающей среде и, в принципе, к миру, в котором они теперь живут. А вот следующий год уже физическая подготовка. И потом уже где-то через два года можно выпускать на манеж.
— Считается, что у кошек слабо развито причинно-следственное мышление, поэтому они не очень хорошо поддаются воспитанию. А как с этим обстоят дела у тигров?

Я не люблю утверждения, которые фактами не являются. На самом деле, любое животное можно дрессировать — даже с очень ограниченными умственными и физическими способностями. Вопрос только заключается в том, что дрессировщику необходимо понимать, с кем ты имеешь дело и правильно ставить задачи. Если ты берешь черепаху и требуешь от нее, чтобы она высоко прыгала — соответственно, это ты дурной и неадекватный дрессировщик, а не черепаха плохо поддается дрессуре. И то же самое с крайностями дрессуры домашних животных, когда люди начинают рассказывать: вот у меня кошка дома, которая вообще не соображает ничего, и я за много лет не научил ее ходить в лоток. Но это не в кошке проблема, а в том человеке, который вот так приучал. Так что без обид, но причинно-следственные связи у животных очень хорошо развиты.
Тигры, в принципе, являются большими аналогами кошек. Есть одна лишь разница в том, что размеры имеют значение, то есть размер дает уверенность этим животным, что они могут убивать окружающих. А у кошки такой уверенности нет, но когда она рассматривает существ, которые похожи по габаритам, например мыши или голуби, то уверенность появляется.
Причинно-следственная связь — это достаточно простой момент, который есть у любого разумного существа. Даже у насекомых есть причинно-следственная связь. То есть если что-то кто-то сделал, то животные реагируют на это и запоминают, что здесь опасно. У кошек то же самое. Почему кошка, например, боится что-то делать, если вы однажды недосмотрели или она что-то неправильно сделала? Значит, она все-таки понимает. Отсутствие причинно-следственной связи или слабая развитость — это когда, грубо говоря, животное пять раз обжигается огнем и все равно подходит к этому огню. Так же нельзя сказать про кошек.
Если вопрос в описании хищников как таковых, например, тигров или львов, то я могу сказать, что они по уровню интеллекта находятся практически на одном уровне. У крупно-кошачьих есть определенные различия, как я сказал, в первую очередь габаритные, во-вторых, физиологические. Допустим, кошка мыслит как животное, которое способно забираться куда-то наверх, то есть они верхолазы сами по себе. У собак такой способности нет, поэтому они мыслят горизонтально. Вот в чем разница между ними. Плюс кошки являются животными индивидуалистами, а собаки — стадные животные, им свойственно группироваться. И в мире хищников тоже есть такие различия, допустим, если мы берем льва, то львы — это стадные животные, а тигры — наоборот.
Хотя есть и другие нюансы, например, втяжные или не втяжные когти. Как известно, у собак когти не втягиваются, и они, в принципе, ими не работают с точки зрения атаки. А у кошек это одно из основных оружий — подтянуть к себе, отмахнуть от себя. У львов тоже втяжные когти, а у гепардов, например, не втяжные. И гепарды — собакоподобные, получается.
Все эти нюансы присутствуют, но это никак не влияет на уровень интеллекта, то есть, мне кажется, в природе тоже все закономерно. Интеллект ровно такой насколько он необходим, поэтому эти животные примерно в одном диапазоне находятся.
— Хищник должен бояться дрессировщика или может к нему привязаться? Насколько ручным тигр может стать в цирке?

Это к вопросу о воспитании. Точно также мы можем философствовать на тему воспитания ребенка и говорить, какая идеальная форма воспитания. Идеальная и адекватная. Адекватность заключается в первую очередь в понимании психологии, то есть не существует физической дрессировки. Физические методы к человеку или к животному применяются по мере необходимости. Если человек, с которым вы имеете дело, идет с вами драться, то ваши уговоры никаким образом не помогут. Если человек ведет себя абсолютно по-другому, ему понятны определенные слова, жесты, то вы никогда в принципе не будете с ним соприкасаться, потому что нет такой необходимости. Так вот здесь такой же разговор и о страхах. Существует определенная идиотская логика, которая как раз пропагандируется зоорадикалами для того, чтобы разделить мир на черное и белое, чтобы очернить репутацию цирка как института. Она заключается в том, чтобы приучить людей думать, что есть некая методика запугивания или устрашения. Как правило, это вообще ни в одном сообществе не работает. Мы знаем к чему приводит тоталитарные режимы: сколько не запугивай, не закручивай гайки — это все равно приведет к тому, что будет социальный взрыв. А представьте, что такое социальный взрыв с хищником. То есть если ты запугиваешь хищника, который тебя в десятки раз сильнее, то однажды ему это либо надоест, либо он просто в какой-то момент времени почувствует свою силу и быстро атакует в ответ. Даже мышь, загнанная в угол, атакует человека, который в сотни раз ее больше. Это же должно что-то говорить здравомыслящим людям. И не обязательно быть семи пядей во лбу или каким-то профессионалом, чтобы объяснять такие очевидные вещи.
В первую очередь нужно понимать, что такое дрессура. Это воспитание и психология, и в ней должно присутствовать все. Нельзя воспитывать ребенка, например, только гуманными методами, потому что это не работает. Даже у взрослых есть такое — дай людям свободу, они начинают все вокруг ломать и крушить. Зачем? Просто проявление глубинных инстинктов. И они получают от этого искреннее удовольствие, то есть это такой инфантилизм во взрослом возрасте, который свойственен детям в основном. Так вот, если вы ребенка не наказываете за то, что он разбил что-то дома или что-то испортил, к чему это может привести? Вот и весь ответ на все вопросы.
И другая крайность — это, конечно, когда вы запугали своего ребенка: это не делай, туда не ходи, это не смотри, это не говори. Получается затырканный, задерганный ребенок. Во всем аналогично. Цирк от любой другой индустрии, в которой присутствуют в том числе и воспитательные вопросы, отличается только дисциплиной. То есть, когда у вас дома собака дрессируется, и когда она в цирке дрессируется — разницы никакой нет. Цель и поставленные задачи. Допустим, у вас есть дома крупная собака, и она может нанести вред. А вы ее ни разу не наказывали и все супер лояльно, а потом будет момент, когда к вам придут гости, а собака неконтролируемая. Она решила нападать на гостей. Что вы будете делать? Объяснять своим гостям: «терпите, у вас на пятой точке висит зверь и отгрызает ее» или «в принципе, не приходите ко мне». Это все как раз-таки говорит об одном и том же: если вы не можете воздействовать на животное, потому что оно не контролируемое, значит, вы заложник ситуации. Вы фактически отдрессированы этим животным, приоритеты за ним. Как оно хочет вести себя, так и будет. И это противоречит правилам сообщества. Есть определенные законы, которые, собственно говоря, и являются законами природы. И в цирке просто есть определенные правила, то есть мы знаем о том, что каждые субботу и воскресенье приходят люди полюбоваться на возможности артистов и животных. И мы должны очень четко выполнить свою работу, иначе никто больше никогда не придет. Это и называется дисциплина.
— Любите ли вы домашних животных и держите ли питомцев у себя дома?

Я всегда безумно любил собак и вообще считаю, что любая семья должна воспитывать детей и обязательно держать дома животных. Обязательно — потому что это создает взаимосвязи, правильные отношения человека к животному миру. Когда человек перестает общаться с животными, потому что кто-то на этом зарабатывает деньги, пропагандируя, что мир животных — это мир в дикой природе, но при этом, если бы мы все продолжали жить в дикой природе и это было бы правилом, тогда это было бы логично. А так, получается, мы строим города для себя, но оттуда выселяем полностью животных и говорим, что это все во благо животных. Это же странная логика, по сути. То есть мы перестаем контактировать с животными, отгораживаемся от них большим забором, не взаимодействуем с ними, потому что их дела нас не интересуют. Но как только мы туда попадаем, то мы начинаем диктовать свои правила: «Мы вынуждены защищаться, ведь животным тоже плевать на нас. Они нападают на нас, портят кому-то огороды и так далее». Что нужно с этим делать? Просто блаженно наблюдать? Нет, конечно. Человек в силу того, что он интеллектуально более сильный, более развитый будет защищать свои права.
Животные в домашних условиях — это как раз та самая форма самого здорового и правильного отношения между видами. Во-первых, изучение, во-вторых, одомашнивание. Цирк и зоопарк — это как раз эти взаимосвязи, то есть они должны обязательно сохраняться.
Второй аспект, очень важный, заключается в том, что животное дома воспитывает здорового человека. Отношение к этому животному здоровое. Если ты смотришь целый день мультики и особенно компьютерную графику, это не является реальностью даже чуть-чуть. Когда вы смотрите «Король Лев», вы видите, что некий благородный лев собирает всех своих животных, и они ему красиво кланяются — это же всего лишь отзеркаливание человеческих взаимоотношений. А в мире животных все просто и цинично — все на рефлексах. Так вот лев не будет церемониться, будет сжирать, выдирать кишки и гадить, где хочет, и так далее. А если ребенок растет и этого всего не видит, он не знает реальной жизни. И это вызывает у него потом отвращение в том числе и к той же собачке. И что потом вырастет из этого человека? Больной человек. Он будет, во-первых, отрицать весь животный мир или будет все время разочаровываться, ошибаться или будет страдать от этого. Человек, который не понимает, что такое слон, носорог, лошадь, первый раз контактируя с кем-то из этих животных, либо навредит себе, либо навредит животному. Если человек растет с четким пониманием актуальной информации — кто такой зверь, что можно, что нельзя, как его контролировать, то это здоровый человек, который абсолютно приспособлен к жизни в реальном мире. Так что, мне кажется, это очень важный аспект.
А что касается меня, я всегда любил собак, просто обожаю их как вид. И у меня сейчас дома две собаки.
— Что вы думаете о женщинах-дрессировщицах: насколько успешно они могут справляться с такой опасной деятельностью?

Опять же в фундаменте вопроса зашит факт о том, что мы говорим о женщинах-дрессировщицах хищных экзотических животных. Я всегда с одной стороны восторгался этими женщинами, с другой стороны мне всегда их было жалко, потому что работа в постоянном стрессе и в постоянной опасности откладывает отпечаток. Женщина, по моему мнению, всегда должна оставаться женщиной. И это тоже проблема современного общества, когда женщина вынуждена или полусознательно перекладывает на себя обязанности и ответственность за двух людей — и за мужчину, и за женщину. Как практика показывает, все самые сильные женщины — самые хрупкие. Им не нравится быть черствыми, жесткими, сильными личностями, они хотят ласки, потому что так устроены. Женщины физиологически более слабый вид с точки зрения физиологии. Так зачем это менять? Когда приезжаешь в некоторые страны, ты уже взглянуть ни на кого не можешь, потому что не хочется. То есть ты смотришь на женщину, а она женщиной не является, там ходят какие-то существа полумужчины, полуженщины. Вот наша страна в этом плане прекрасна, потому что сохранение определенных традиций — это хранение важной информации. Это формирует определенный генокод, в котором эти разделения закономерны, они сохраняются. Женщина прекрасна именно в своей женственности, именно поэтому она вызывает желание у мужчины, именно поэтому мужчина хочет с ней жить, спать, всю свою жизнь проводить в том числе. Так вот зачем это нарушать?
К вопросу о таких профессиях я бы сказал, что у меня двойственные чувства: в силу экзотики я принимаю это как данность. И это здорово, что некоторые женщины справляются с этим. В этом есть даже определенный шарм, когда нежная женщина выходит в компании хищных животных и ими управляет, то есть вот такая красивая картинка. Но практика показывает, что это откладывает определенный отпечаток, что очень печально, потому что женщины-дрессировщицы обычно достаточно черствые, не в обиду будет сказано всем моим коллегам. Почему? Потому что они вынуждены быть такими. Ты не можешь быть слабой и ранимой, когда на тебя может напасть хищный зверь, и ты не можешь дать ему отпор. Тогда ты там и пяти минут не проживешь, и тогда мы не разговаривали бы об этой профессии, потому что статистика показала бы: многие пытались и никто не выжил. То есть во всем есть определенная логика достаточно простая: получается, чтобы выживать там, нужно уметь проявлять определенные черты характера, и быть сильной во всех смыслах этого слова, иначе тебя сожрут. Это закон джунглей. Хищник очень циничный сам по себе, он не размышляет с точки зрения — не буду я на нее нападать, потому что она женщина. Да чихать он хотел — вцепился в горло, отгрыз и все. А если ты к этому не готов, ты либо сумасшедший, либо случайно там оказался, поэтому все женщины к этому адаптируются и превращаются в сильных дам, к которым можно по-разному относиться.
— Повлияла ли пандемия на работу цирка? Как сохраняли форму артисты и животные?

Мне кажется, ничего нового я не открою, потому что цирк — это в первую очередь культурно-массовое мероприятие. И все, что связано со сбором большого количества людей, на чем основывалась экономика нашего искусства — все было порушено. И до сих пор остается в около-замороженном состоянии, потому что есть ограничения в 50%, всякие юридические вопросы и так далее, это мешает полноценно работать. То есть если мы как искусство международное, ориентированное на иностранцев в силу отсутствия языковых барьеров, развивали это направление, то теперь весь туризм резко прекратился. Одна страна с нами поссорилась, перестали ездить, а тут и весь мир перекрылся. Конечно, пандемия ударила. И все эти ограничения, конечно, заставили нас в большей степени говорить о выживании, а не о каком-то развитии или планах. Ну, вроде, справляемся, дай Бог.
Я надеюсь, что в ближайшем будущем все наладится. Вот я недавно сделал вторую фазу спутника V. Надеюсь, что после всех вакцинаций появятся лекарства. Но я, как человек размышляющий, и, как мне кажется, здравомыслящий, все-таки вижу в этом больше политики, чем чего бы то ни было, и меня это удручает, потому что мировые политики за пандемией скрывают реально большой экономический кризис всего мира, с которым не хотят мириться. Вокруг создается управляемый хаос, какой-то кипишь. Все вокруг ходят на демонстрации, что-то хотят и требуют, но по факту ничего не меняется. И, мне кажется, это может затянуться. И даже если мы будем сейчас серьезно, оптимистично и наивно разговаривать о том, что, вот, появилась вакцина, и все скоро вернется, я подозреваю, что так все радужно не будет, потому что все время вижу всплески информации: вторая, третья волна, штаммы, новый вирус. Мне кажется, что есть определенная группа управляющих людей, которых все устраивает сейчас именно в этой пандемийной ситуации. Кого-то устраивают локдауны и переваливание вины с больной головы на здоровую в том смысле, что мы не можем признаться, что экономика неправильно строилась во всем мире, потому что просто было паразитирование определенных стран над бедными. Когда суверенность какая-то появляется, вся эта система начинает рушиться. И этим людям плевать на цирки, эстраду, на какие-то сборы людей массовые в спорте, вообще на все на свете, потому что у них свои интересы, раз они у руля, значит, они будут продолжать это делать. Я убежден в том, что это сознательно делается. И будем надеяться на то, что все-таки здравомыслящие люди победят, и мы вернемся в нормальную стадию. И вот тогда мы будем говорить, чем заниматься в плане творчества.
А пока — как у всех. Мне кажется, что это не время, когда нужно жаловаться. Всегда есть кто-то, кому тяжелее. Даже индивидуально — каждый человек рассматривает свои проблемы как более важные, чем чьи бы то ни было. Например, какая-то бабушка, которой питаться не на что, будет слушать о том, как нам тяжело в цирке, и мы не можем творческие планы свои реализовать. Это же тоже некрасиво. Поэтому я считаю, что слава Богу, у нас ситуация более-менее, и это никаким образом не касается нас лично, это касается вообще всего человечества сейчас. Когда все будут выбираться из этой ямы, все вместе дружно восстанавливать и строить, как мне бы хотелось, новую экономику, тогда мы уже поговорим о каких-то творческих планах и перспективах.
Made on
Tilda