Классика жива, пока ее интерпретируют
Как понять классическую музыку? Что случилось с Антонио Вивальди? И зачем музыканту спорт? Об этом и не только мы поговорили с Евгенией Зимой – известной скрипачкой, автором шоу «Музыка в темноте» и «Вивальди. Жизнь и смерть в Венеции».
Евгения Зима
 — Евгения, вы рассказывали, что пошли в музыкальную школу за компанию с сестрой, а затем музыка стала вашей жизнью. Как вы считаете, это случайность или вы бы все равно пришли к музыке?

Судьба нас ведет интересными путями. Иногда кажется, что что-то в нашей жизни происходит случайно, но через несколько лет, оглянувшись назад, понимаешь: все это не просто так. Думаю, я бы занималась музыкой, даже если бы тогда не пошла с сестрой в музыкальную школу.

— Чем вы занимались до того, как создали свои собственные шоу?

Я окончила консерваторию, после чего почти сразу меня пригласили в несколько ведущих оркестров на должность концертмейстера. Успела поработать в нескольких зарубежных проектах. Также создала свою группу «Евгения Зима band». Мы играли джаз.

— Как к Вам пришла идея шоу «Музыка в темноте», а потом и «Вивальди. Любовь и смерть в Венеции»?

«Музыка в темноте» — это проект-эксперимент. Я постоянно меняю шоу. Проект родился из концерта. Меня пригласили играть в планетарии в темноте. Затем я решила добавить графику, историю, которую поймет каждый. После появились танцы. Этот проект как мой первый ребенок. В нем я экспериментировала с музыкой, начала с классики, ушла от нее, появились барабаны, электронные инструменты. Что касается «Вивальди», я очень хотела сделать это шоу. Идея возникла, когда я села в самолет. Заиграла «Весна» Вивальди, и мне словно озарение пришло. Сразу написала черновик сценария. Мне хотелось сделать шоу с дополненной реальностью, чтобы идти дальше после «Музыки в темноте». И я сделал этот шаг, создала новое шоу.

— Есть ли особое время или состояние, когда к вам приходят идеи или они спонтанны?

Чайковский говорил: «хочешь ты или не хочешь, каждый день встаешь и делаешь». Я в это верю. Иногда творчество — это когда ты просто переставляешь ноги и идешь вперед. Нет особого состояния. Я научилась получать радость от простых шагов. Мне везет, вокруг меня собираются талантливые люди, мы всегда получаем удовольствие от совместного творчества. Думаю, не нужно чего-то ждать, нужно просто встать и делать.

— Почему ваше шоу посвящено именно Вивальди? Как вы готовили свое первое шоу? Были ли сомнения, что не получится?

Вивальди — одиозная, неоднозначная фигура. Это первая звезда в музыке. В свое время он был популярен также как и Мадонна, Стинг. В шоу я хотела рассказать его историю. Причем историю не линейную, а драматическую, личную. Вивальди был монахом. Он влюбился в женщину. По тем временам это было равносильно смерти, из-за этого он все потерял. Мне хотелось сделать историю про «черного человека», чтобы сам зритель отвечал на вопросы: «Кем был Антонио Вивальди?», «Существовал ли он на самом деле?» Я не ставила цели визуализировать музыку, мне хотелось создать синергию всех искусств, воплощенных в современную историю, можно даже сказать, музыкальный триллер.
Мне было очень сложно. Я была юной. Не было примеров, на которые можно опереться, то есть мы строили с нуля то, чего в России не было. Я вела за собой большую команду музыкантов. Мы первые начали играть в темноте. Когда ты делаешь что-то первый раз, ты всегда бежишь с закрытыми глазами, но с полной уверенностью, что в правильную сторону. Тебя будто что-то зовет. Это как путь героя.
Я во всем сомневалась и даже сейчас сомневаюсь. Только в Instagram люди выглядят, будто не сомневаются и не делают ошибок. На самом деле, это не так. Мы все ошибаемся и сомневаемся. Но важно идти вперед, делать честно, достойно, максимально красиво.
— Как вы считаете, что было бы, если бы манускрипты композитора не нашли?

История с нахождением партитур Вивальди очень интересная, сравнима с историей Баха, которого забыли на несколько веков. Самое интересное, что есть такая теория: Вивальди — собирательный образ музыкантов, как некоторые думают про Шекспира. Я не знаю, правда это или нет. Если бы партитуры не нашли, не было бы Вивальди, но мир устроен так, что все правдивое, честное остается на века. Это очень греет меня.

— Сложно ли профессиональным музыкантам реализоваться в современном мире?

Это зависит от взгляда на мир. Но всем сложно, независимо от профессии. Сложно ли быть художником? Да. Сложно ли быть спортсменом? Наверное, тоже да. Но я придерживаюсь мнения, что если ты что-то делаешь хорошо, от души, не чтобы выйти на сцену покрасоваться, то твое дело всегда будет иметь отклик. Есть, конечно, сложности. Очень много недооцененных музыкантов. Если я вижу, что человек талантлив, но его не замечают, то беру в проект и развиваю. Если дело, которым ты занимаешься, твое, то у тебя не будет сложностей.
 — О чем нам говорит классика и как ее понять? Как понимаете произведения классической музыки вы?

Я раньше не понимала, почему классика — это классика, а другая музыка — нет. Это понятие довольно обширное. Для меня классика — это та музыка, в которой каждый находит свой смысл. С течением времени он меняется, в четырнадцать ты ее понимаешь так, в двадцать — уже по-другому. Классика — это бесконечный источник, который дает тебе ответы на многие вопросы. Она жива, пока ее интерпретируют, чем я и занимаюсь. Моя миссия — сделать классику максимально интересной. Когда люди, далекие от классической музыки, приходят ко мне на шоу, они говорят: «Ой, а мы не думали, что классика — это так ярко, насыщенно, эмоционально, интересно». И уже подготовленные, они пойдут в филармонию, в драматический театр. Моя задача — слушать свое сердце и делать классику, как ни странно, актуальной.

— Вы много гастролируете по России, живете в плотном графике. Расскажите, как все успеваете?

Когда гастролируешь, особо ничего не успеваешь. Обычно сложный перелет, смена часовых поясов, вечером шоу. Иногда даже не успеваем выйти и прогуляться. Но это всегда счастье — посмотреть новые города, даже если всего час перед шоу. В Санкт-Петербурге я сама строю свой график. Для меня нет понятий «пришел на работу», «ушел с работы». Могу работать круглосуточно, даже по ночам, а могу взять посреди недели выходной, если чувствую, что нет сил. Плотность графика не проблема, если у тебя есть смена деятельности. Я очень люблю спорт, природу. Если ты постоянно меняешь деятельность, чувствуешь себя, стараешься не выгорать, тогда устаешь, но приятно, как после хорошей пробежки. Очень важно, чтобы каждый день проходил продуктивно. Нужно планировать не только свои дела, но и всегда понимать, что хочется успеть за этот месяц, год, что в жизни главное — семья, здоровье. Тогда жизнь меняется в лучшую сторону.
— Какое место в вашей жизни занимает спорт?

Я марафонец и ультрамарафонец, пробежала 65 километров. А была очень неспортивной, но в один момент пришел в мою жизнь бег. Сначала стала делать зарядки, разминки. Сейчас без спорта представить свою жизнь не могу. Тело просит само чем-то позаниматься. В гастроли, признаюсь, выпадаю из графика. Очень сложно поддерживать спортивную форму во время перелетов. Спорт — это то, что нужно каждому человеку. Хотя я бы свои занятия спортом не называла, так как считаю, что он заключается в профессиональном подходе. Это скорее физическая разгрузка. И она очень помогает, даже в творчестве. Люблю бег, но постараюсь, чтобы в мою жизнь пришли цигун и йога.

— Сейчас вы готовите книгу стихов. Расскажите, чему посещаете свои произведения?

Книга занимает очень много вдохновения, времени и сил. Стихотворения я пишу с детства. Мама — журналист, великолепно владеет словом, а я всегда вращалась в этой среде. Обычно просто записываю стихи, беру ручку, и они идут как будто через меня. Книгу я посвящаю не только своим стихотворениям, она больше как арт-проект. В ней будут и пустые страницы, потому что хочу дать возможность людям творить. Думаю, каждый может писать, рифмовать свою жизнь в строчки, и это большое облегчение, радость, что ты можешь прожить какие-то сложные эмоции. Главное в книге — каждый может писать. В ней будет несколько разделов, которые создавались не только мной, но и всей командой: Санкт-Петербург, Путешествия и Любовь.
Made on
Tilda