Профессия с нотками романтизма
«Каждый раз, собираясь в полет, я выхожу с мыслью, что иду не на работу, а посмотреть на нашу планету» — рассказывает Александр Томсон, пилот авиакомпании «Россия». В честь Дня гражданской авиации мы узнали у него, как долго нужно учиться, чтобы управлять самолетом, что чувствует пилот во время первого полета и где самые красивые виды.
Александр Томсон
— Почему вы решили стать пилотом?

Все началось с детства. Я часто гулял рядом с аэродромом, смотрел на красивые самолеты. Также я часто совершал перелеты, еще на старой советской технике. Вся эта тема стала меня интересовать. Позже у меня появилась первая игра про самолеты, потом я попытался разобраться с физикой полета.

— Как долго и где вы учились?

В нашей стране существует не так много учебных заведений, где можно отучиться на пилота. Это Ульяновский институт гражданской авиации, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и еще несколько больших училищ — Краснокутское, Сасовское, Бугурусланское.

За границей образование отличается от нашего. Например, в Америке летное свидетельство равносильно нашим правам на автомобиль. Существует несколько уровней свидетельства по квалификации, они определяются опытом, знаниями, умением, количеством лётных часов. И от этого зависит, можешь ли ты летать на самолете для своего удовольствия или же перевозить пассажиров.


Я окончил Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. За время учебы ты проходишь общеобразовательные предметы, получаешь специальность инженера, также есть летные практики, специальные дисциплины. После второго курса, пройдя занятия на специальных тренажерах, имитирующих полет самолета, ты едешь на настоящие полеты. В Санкт-Петербурге учебных аэродромов нет, поэтому полеты проводятся в Бегешево, Бугульме, Бугуруслане или Орске.Необходимо 45 часов летной практики для получения первого уровня свидетельства. Оно дает право идти в аэроклуб и катать своих друзей или летать в свое удовольствие. После третьего курса снова едешь на практику. Летаешь 60 часов на самолетах с одним двигателем, небольших, четырехместных. Например, Cessna 172, Diamond da-40.Законы управления большими гражданскими самолетами не отличаются от них. После четвертого курса летаешь 25 часов на двухдвигательном самолете. Набрав в целом 150 часов летной практики, заканчиваешь пятый курс, пишешь диплом, сдаешь экзамены и получаешь свидетельство коммерческого пилота, которое позволяет устроиться в авиакомпанию.
— Сложно ли получить первое место работы после окончания вуза?

Чтобы работать в авиакомпании, нужно пройти собеседование в несколько этапов. Начальники, которые тоже осуществляют перелеты, спрашивают тебя про аэродинамику, авиационную метеорологию, понимание законов физики, про приборы. Если ты успешно сдал экзамены и авиакомпания хочет заключить с тобой договор, тебя переучивают на самолет, на котором ты будешь летать. После этого подписываешь договор, обычно он от трех до пяти лет. Переучивание проходит в разных городах, это зависит от того, на каком самолете будешь летать. Примерно месяц учишь теорию, потом еще месяц проходишь компьютерный тренажер, после каждого этапа — экзамен. Финальный этап — на тренажере, который полностью имитирует самолет. (Такой тренажер можно увидеть в ТРК Радуга и полетать, заплатив определенную сумму). Только после этого тебя допускают к самолету. Под началом инструктора ты садишься в кресло второго пилота, начинаешь производственные полеты. Сдаешь зачеты в процессе работы, а дальше становишься полноценным вторым пилотом.

— Расскажите про первый полет. Было ли страшно?

У тебя огромная мощность в руках, 100 тонн весом, которые ты отрываешь от земли, поэтому первый полет, конечно, волнительный. Самое сильное впечатление было на посадке, потому что у нас в Питере, как обычно ветра, задувает. Самолет летает в воздушной среде, это то же самое, что плавать в бурной реке и пытаться плыть ровно. Было не по себе, когда полностью перешел на ручное управление, чтобы посадить эту огромную машину. В самолете сидят 150 человек, а ты пытаешься побороть страхи и все благополучно завершить. Инструктор, увидел мои глаза и спокойно и сказал: «Ничего не бойся. Все нормально. У тебя все получится». Это меня быстро успокоило, я собрал волю в кулак — и самолет уже на земле.
– Какой график у пилотов? Сколько времени проводите в воздухе?

График ненормированный. На месяц нам присылают приблизительный график, по документам его могут поменять на 30%. Никогда нет точных выходных и расписания. Ты всегда в боевой готовности. У нас есть норматив полетов – 80 часов в месяц, все что с выше, только с разрешения врача. Полеты сильно влияют на здоровье, поэтому летать более 90 часов уже никак нельзя. Рейсы у нас, как правило, разворотные, поэтому мы летим в одну точку, а потом возвращаемся обратно. Зато у нас более 70 дней отпуска в году и льготы на перелеты в качестве пассажира.
– Что самое красивое вы видели из кабины пилота?

Последнее, что я видел, северное сияние над Нижневартовском. Мы летели в сторону Красноярска, с воздуха это явление смотрится совсем по-другому.
Хоть работа пилота и становится рутиной, но каждый полет не похож на предыдущий. Вот даже сегодня я летал в Минеральные Воды – вроде бы все стандартно. В Питере был жуткий туман, пробиваешься через облака, видишь солнце, и это очень красиво сверху. Особенно когда это закат или рассвет. Небо наливается потрясающими красками, и ты сидишь и думаешь: «Да черт с этой усталостью, подъемами в 3 утра, давлением, радиацией». Каждый раз я отправляюсь в полет с мыслью, что не иду работать, а иду посмотреть на нашу планету. Она невероятно прекрасная.

— Случались ли во время полета экстренные ситуации?

У нас на 99,9% всех экстренных ситуаций написаны документы, где указаны наши действия. Все эти документы нужно знать. В самолете существуют резервные системы. Современный уровень автоматизации позволяет максимально безопасно завершить полет. Ничего не угрожает пассажирам. Каждые полгода пилоты проходят тренажеры, где они тренируются справляться с экстренными ситуациями. Все возможные сценарии отрабатываются. Я всегда говорю, что летчики — это как страховка, которую ты покупаешь для машины или для здоровья, благодаря этому ты уверен, что будет все нормально. Мы тоже хотим к своим близким, не собираемся геройствовать, как в фильмах и перетаскивать пассажиров из одного самолета в другой во время полета. Мы за безопасность. Если мы чувствуем, что что-то не так, ни один летчик от земли не оторвется. Есть лист дефектов, с которыми самолет не полетит. Например, даже столик у пассажира, который не фиксируется в верхнем положении. Нельзя лететь с таким столиком, его нужно ремонтировать. С этого ряда снимут пассажиров, потому что в случае эвакуации этот столик будет мешать проходу. То есть из-за какого-то банального столика самолет может задержаться на час. Или, например, если не работает туалет, то нужно ждать, пока его не починят, по нормативным документам, мы не можем лететь. Такая возможность есть, но тогда нужно высадить половину людей. Проще взять другой самолет, всех пассажиров пересадить туда и выполнить рейс с минимальной задержкой.



— Что сложнее: взлететь или посадить самолет?

В зависимости от условий погоды. Во время посадки у нас начинается самая активная работа. Посадка самолета - 50% полета. Ширина самолета порядка 40 м с учетом размаха крыльев, он несется по полосе 45 м со скоростью 300 км/ч. В зимние периоды довольно скользко, мешают порывы ветра, а тебе нужно остановить такую махину, проконтролировать, чтобы все системы отработали за считанные доли секунды. Если что-то работает нештатно, сделать так, чтобы работало штатно.
— Как вы относитесь к традиции хлопать при посадке?

Хлопайте на здоровье, но мы ничего не слышим. Это наша работа. Мне кажется, в аплодисментах нет ничего плохого. Пускай это останется как нотка романтики в нашей профессии.
— Что вы чувствуете, когда летите не как пилот, а как пассажир?

Раньше я переживал и думал, кто вообще справится с этой махиной. А когда стал работать в большой авиации, все прошло, потому что ты знаешь, что практически ничего произойти не может. Скорее человека ударит молния 29 февраля, чем что-то произойдет в полете.

— Куда вам больше всего нравится летать?

Если честно, аэропорты в основном, все одинаковые — летное поле, полоса. Мне бы хотелось командировок, например, в Рим, Милан, Ниццу. Мне нравится Турция, Анталья. Там заход с моря — пролетаешь водопады, горы, это очень красиво. Так что мне просто нравится летать, весь мир прекрасен и я настаиваю, чтобы люди больше летали, путешествовали, ведь это и правда того стоит, как говорит современный классик.
Made on
Tilda