Цветная психология:
мир через призму красок
Каждый воспринимает окружающий мир в своей цветовой гамме. С чем связано такое зрительное восприятие? Что скрывает человеческая психика за банальными цветовыми предпочтениями? Давайте разберемся в цветовом восприятии.
Человек не сразу начинает различать цвета. Например, новорожденный ребенок имеет контрастное зрение, то есть он может различать только светлое и темное, затем он замечает движения, после – форму и очертания, а уже в последнюю очередь начинает различать цвета.
Пристрастие к тому или иному цвету не всегда объективно, ведь на восприятие влияет множество факторов: возраст, профессия, состояние здоровья, окружающая среда, психическое состояние, принадлежность к определенной культуре.
В каждой конкретной ситуации, будь то выбор цвета наряда, интерьера человек смотрит на дополнительные факторы: «А будет ли гармонировать юбка этого цвета с другими деталями одежды?», «Соответствует ли цвет интерьера назначению помещения?».
Чтобы разобраться, какое значение имеет каждый цвет, что отражает симпатию к одним цветам и отвержение других, существует Цветовой тест Люшера, который разработал швейцарский психолог Макс Люшер. Тест создан на основе его исследований, в которых он доказал прямую взаимосвязь психологического состояния личности с наиболее предпочтительными цветами. Вот краткое описание теста, его также можно пройти онлайн
Цветовой тест Люшера
Тест проводится путем раскладывания карточек, окрашенных в восемь разных цветов по принципу уменьшения симпатии к цветам. Карточкам присвоены порядковые номера: основные цвета: синий (1), зеленый (2), красный (3), желтый(4); вспомогательные: фиолетовый (5), коричневый (6), черный (7), серый (0). При прохождении теста нужно отвлечься от взаимосвязи цветов между собой. Воспринимать только сам цвет отвлеченно, без каких-либо оценок, не размышлять о том, нравится ли вам одежда такого цвета, приемлемы ли подобные тона в интерьере. Такая процедура проводится дважды. Осуществляя выбор во второй раз, не нужно задумываться или вспоминать, какие тона были выбраны ранее. Таким образом получится два ряда цифр, которые нужно записать в порядке предпочтения. На основании данных человек получает исчерпывающий анализ личного психологического состояния.
Так, например, если организм человека подвержен чрезмерным нагрузкам, нуждается в эмоциональном и физическом отдыхе, человек выберет более темные тона, если же у человека есть стремление к энергетической деятельности, выбор инстинктивно падет на более яркие оттенки. Мы подсознательно выбираем цвет, который способен либо разжечь, либо успокоить наши эмоции. И, конечно, он отражает состояние нашей психики в данный момент.
Вот несколько примеров того, почему в определенный период времени человека привлекает тот или иной цвет.
Красный
Красный – цвет душевной бодрости. Если у человека есть увлечение этим цветом, то, следовательно, он хочет привнести в свою жизнь свежий глоток, либо он чем-то взволнован.
Голубой
Голубой цвет часто подходит тем, у кого высокая умственная активность, потому что он успокаивает, снижает страх и беспокойство. Но голубой цвет не подходит тем, кто находится на этапе жизненной активности, а также чересчур спокоен и расслаблен.
Оранжевый
Оранжевый цвет мы выберем тогда, когда в нас чувствуется уверенность, оптимизм. Ведь поэтому психологи утверждают, что оранжевый – цвет сангвиников.
Белый
Белый считается активным цветом. К нему мы прибегаем тогда, когда хотим начать жизнь с нуля, освободиться от груза прошлого. Но тех, кто надолго пристрастился к белому цвету, окружающие часто считают самовлюбленными и холодными натурами.
Синий
Синий цвет символизирует глубину чувств, покой, сосредоточенность. Люди, которые выбирают синий цвет, чувствительны, восприимчивы, хотят целостности. Им важна любовь, нежность, взаимная привязанность. Это цвет верности, он способствует философским размышлениям, концентрации. Не даром же можно бесконечно смотреть на море. Неприятие синего цвета свидетельствует о неудовлетворенных потребностях эмоционального характера, подавляемом желании покоя.
Вот так наши внешние органы чувств – глаза – получают сигналы извне и передают их в мозг, который уже в свою очередь рефлекторно соотносит полученные сигналы с внутренним состоянием организма, обрабатывает информацию и выдает результат. Зная, какие цвета нравятся человеку, можно с легкостью рассказать не только о его психологическом состоянии, но и о физическом здоровье.
Made on
Tilda