«Преподавание само меня нашло»: как продвинуть свою деятельность и начать зарабатывать

В современной реальности сложно представить, что можно обойтись без социальных сетей для продвижения своей деятельности. Особенно если ты продвигаешь себя сам. Как же начать продавать то, чем занимаешься? В нашем интервью студентка магистратуры гуманитарного факультета, репетитор английского языка Валерия Жукова поделилась некоторыми секретами.
Валерия Жукова
Студентка магистратуры гуманитарного факультета, репетитор английского языка
— Лера, расскажи, сразу ли ты начала с индивидуальных занятий или же сначала работала в какой-нибудь школе английского языка?
Все то время, которое занимаюсь репетиторством, я вела только индивидуальные занятия. И вот недавно у меня появились первые ученики, занимающиеся в паре. Как это началось? Я всегда говорю, что преподавание само меня нашло. Всю жизнь я помогала всем с английским. Поначалу это была просто «домашка»: где-то списать, где-то объяснить, почему здесь нужно так, а здесь так. Помогала одноклассникам, а в особенности детям друзей родителей. И после этого произошел какой-то «бум». У нас дома постоянно были гости, и в какой-то момент они стали приходить со своими детьми, а дети брали с собой учебники, и я вместе с ними делала домашнее задание. Тогда я поняла, что эту деятельность можно монетизировать, но я не позиционировала себя как преподаватель английского языка, а просто как helper (прим. помощник) с «домашкой». С этого начались уроки, и потом я стала понимать, что делать просто домашнее задание недостаточно, приходилось углубляться: рассказывать, например, про то, что такое Present Simple, готовить карточки к урокам, листы с вокабуляром, играть в игры. А затем, уже когда поступила в университет, начала целенаправленно искать учеников и стала позиционировать себя как репетитор по английскому языку.
— Почему ты решила начать вести блог в социальной сети и рассказывать о своей деятельности?
Я начала вести блог только в октябре 2022 года, но на самом деле хотела давно этим заняться. Меня подтолкнуло то, что очень много моих друзей и знакомых рассказывают о своей деятельности. Я не позиционирую себя как блогер, а просто делюсь тем, чем занимаюсь, и многие были удивлены. Я была удивлена не меньше: оказывается, у меня в друзьях есть люди, которые давно хотят начать заниматься с репетитором, но они и не догадывались, что с этим вопросом можно обратиться ко мне. Даже некоторые мои постоянные ученики не знали, что я так много делаю и что у меня есть такие уроки. Первая мысль была о том, что я буду вести блог для своих учеников. Еще одна мысль, которая меня подтолкнула к ведению блога, — что все услуги, которыми я пользуюсь, предлагают мои знакомые, они рассказывают о своей деятельности в социальных сетях, а если бы не это, возможно, я бы к ним и не ходила.

— С какими страхами и барьерами ты столкнулась перед тем, как начать вести свой блог?
Несомненно, они были, если бы их не было, я бы начала как минимум год назад. Ты всегда думаешь, что кто-то тыкнет в тебя пальцем, но потом я поняла, что на самом деле не надо этого бояться. На всех знакомых, которые начали что-то вести, выкладывать, у меня не было никаких негативных мыслей. И я поняла, что если у меня нет ничего негативного, тогда почему у кого-то это должно возникнуть к моей деятельности. Но страх никуда не делся, он до сих пор есть, но уже немного другой. Иногда ты боишься, что делаешь недостаточно или просто перед тобой возникает какой-то барьер, чтобы что-то выложить, потому что кажется, что ты делаешь это некрасиво или не так. В один день просыпаешься и думаешь, что у тебя все круто и все получается, а в другой — что больше не выложишь ни одной истории.

— Сталкивалась ли ты с выгоранием?
Я не могу сказать, что у меня было прямо сильное выгорание. Бывают дни, когда тебе попросту не хочется, даже не так, я хочу, но просто этого не делаю. И это вполне нормально.
— С чего стоит начать продвижение в социальных сетях начинающим специалистам?
Поначалу я опиралась на знающих людей, так называемых «тиктокерских» ученых, которые говорят о том, что стоит делать. Я думаю, полезно посмотреть аккаунты других и, возможно, на этой базе создать то, что нравится именно тебе. Например, я не хотела выкладывать английские слова, быть энциклопедией, которая говорит, как правильно сказать, например, слово «difficult» (прим. сложный) пятью разными способами. Также мне было важно делиться своей обыденной деятельностью, то есть тем, чем я занималась помимо репетиторства, например, танцами. Хотя многие люди советовали не выкладывать посты про танцы. В первую очередь, нужно определить то, кем ты хочешь быть и о чем хочешь рассказывать. Все это необходимо в голове как-то уложить или даже записать, как я и сделала. Далее я считаю, что чем больше ты обращаешься к специалистам, тем лучше у тебя получается, потому что, когда я делала все сама, можно считать я ничего и не делала. Как только ты берешь консультации, наставничество, у тебя сразу появляется какой-то результат. И, конечно, есть базовый набор, который необходим: заполнить шапку профиля, оформить актуальные хайлайтсы (прим. актуальные сохраненные истории в аккаунте на главной странице в социальных сетях). Сейчас все это мне очень помогает, потому что, когда мне пишут новые ученики, мне не надо им все расписывать, я просто скидываю им хайлайтсы.
— Как ты создаешь свой контент? Какие видео или форматы постов сейчас заходят больше всего?
Я не придерживаюсь какого-то фиксированного контент-плана. Просто пишу то, что хочется в моменте. Иногда, конечно, могу запланировать что-то. Точно знаю, что, если ты начинаешь вести свой блог, то необходимо начать с поста-знакомства или серии сторис-знакомства, чтобы у клиентов уже было представление, чем вы занимаетесь. Даже если у вас до этого был личный аккаунт в любой социальной сети, и вы что-то там говорили о своей деятельности, это все равно необходимо. Обязательно нужно рассказывать о себе, о своем опыте, нужно показывать кейсы, правильно оформить хайлайтсы. То есть необходимо создать упакованный аккаунт (прим. упакованный аккаунт — тот аккаунт, у которого правильно составлена шапка профиля, красиво оформлены хайлайтсы). Обязательно надо иметь хайлайтсы с отзывами, с опытом преподавания, с уровнем знаний, чтобы незнакомый человек понимал, почему ему стоит выбрать именно тебя. Важно определиться со своим способом продвижения, но лучше, конечно, миксовать. Стоит закупать хотя бы минимальную рекламу, пользоваться бартером, если вам это интересно. Также используйте бесплатные источники продвижения: пишите посты на интересные и актуальные темы, которые будут появляться в ленте новостей, ставьте хештеги и, конечно, пользуйтесь рилсами (прим. рилсы — короткие видео). Честно, даже я пока не до конца разобралась с тем, как это работает. Знаю одно, что нужно использовать трендовый звук, чтобы ваши видео попадали в актуальные. Но есть загвоздка: трендовые звуки не всегда совпадают с темой блога, поэтому вероятность подписок будет не высокая, но зато будут просмотры.

— А какой контент «залетает» в тренды у преподавателей?
С точки зрения преподавателя английского, я вижу, что у коллег, часто «залетают» видео, где делятся важной информацией, например, как сказать что-то. Хорошо заходят рилсы с быстрыми, но полезными лайфхаками, какими-то словами. Плюс должно быть визуально красиво. И обязательно помните про цепляющий заголовок. Еще один лайфхак по оформлению — использовать меньше текста, то есть лучше больше говорить в сторис, чем это же самое писать. Важно до конца доносить мысль и продумывать, для чего вам постить те или иные видео, чтобы они были взаимосвязаны между собой. В этом случае очень помогает насмотренность, то есть наблюдать, что делают другие и адаптировать это под себя, или же создавать что-то новое.
— Появился ли рост новых учеников после того, как ты начала вести блог?
Мои постоянные ученики сказали, что это очень круто, что это необходимо делать. И даже те, кто на меня раньше не были подписаны, сейчас подписались. Если говорить про новых учеников, то за время ведения блога у меня прибавилось 150 подписчиков, а это можно сказать и есть потенциальные ученики без больших затрат. Если бы я начала закручивать воронку продаж, закупать рекламу у блогеров то, конечно, было бы больше.
— Какие «фишки» помогут начинающим репетиторам продвигать себя в социальных сетях?
Я больше скажу о ментальных фишках: верить в себя и не сдаваться. Самый главный совет – делать хоть что-то: лучше одна сторис, чем ноль. Обязательно быть собой, а не уходить только в экспертность. Не забывать впитывать всякую информацию, которая касается не только твоей деятельности. И, конечно, обращаться к людям.
Made on
Tilda