Наши сохранят лучшее
Недавние изменения в российской киноиндустрии вызывают вопросы, на которые зритель не может самостоятельно найти ответа. Чтобы лучше разобраться в теме, мы задали актуальные вопросы Алексею Козуляеву — эксперту в переводе и продвижении киноконтента на международных рынках. Поговорили об отечественных режиссерах, о том, каким российское кино станет в будущем, и о его сравнении с западным.
 — Из-за санкций многие фильмы стали недоступны. Какая альтернатива представлена на российских стриминговых площадках?

Прежде всего, на стриминговых площадках показывают фильмы на английском языке. Соответственно практически мгновенно произошло замещение на фильмы других зон кинопроизводства, таких как Индия, Турция, Иран, Китай — их достаточно много. Если говорить совсем цинично, то болезненно ощутили уход Нетфликса, а также Голливудских производителей примерно 10% зрителей. Другое дело, что эти зрители активно присутствуют в социальных сетях и громче всех кричат. А мы, как люди, занимающиеся переводом фильмов, ориентируемся на так называемого глубинного зрителя (86%), который по прежнему находит, что посмотреть. В свою очередь, молодые в данной ситуации начнут смотреть индийские фильмы, как это однажды произошло с аниме и дорамами. Поэтому нет никакой трагедии — на место западных также придут и российские фильмы. В конце концов зрительские ожидания строятся вокруг жанров.

Алексей Козуялев
генеральный директор и совладелец ООО «РуФилмс»
 — Хорошо ли снимают отечественные режиссеры?

«Чебурашка» собрал почти 7 млрд рублей на российском рынке, на зарубежном — сборы вышли за 20 млн долларов. В общей сложности 100−110 млн долларов — это хорошо по стандартам любой страны. Наши стали снимать фильмы, выходящие по сборам на вполне неплохой уровень. Поэтому вопрос «научились у нас снимать или нет» — риторический. И наши сериалы продаются в сотни стран, и наши фильмы сейчас хорошо котируются на международном рынке, не говоря про анимацию — она изначально нацелена на зарубежный рынок. Так что презрение к нашему кино необоснованно.
 — Чем зарубежные производители лучше нас, чем мы лучше их?

Западное кино более технологично с точки зрения процесса зарабатывания денег. Хотя и это у нас меняется: тот же «Чебурашка» — предельно просчитанный фильм.

— Каким вы видите российское кино в будущем?

Сейчас российское кино стремительно развивается, уже в ближайшем будущем мы покажем лучший результат в нашем кинопроизводстве за всю его историю. Сам я учился в Нью-Йоркской киноакадемии, но как только туда вошел, сразу же увдел надпись-граффити из «Броненосца Потемкина». Русские мало понимают свой вклад, внесенный в мировую культуру и кино. Эйзенштейн был одним из классиков монтажизма, разработал принципы монтажа. Лучше Тарковского никто не работал с картинкой. Наши сохранят лучшее. И это объединится с технологичностью.
— Какие жанры станут популярными?

Уже есть популярная мультипликация. Будут очень распространены наши хоррор фильмы. Если наши научатся делать мюзиклы, то и они. А также семейное кино. Еще сериальное производство на тему мистики наподобие «Вампиров средней полосы», «1703». Они хорошо заходят, потому что это проекция таинственной русской души. Русские странные немного — все так думают. Если мы будем на этом отыгрывать, то это будет хорошо продаваться.

— На что станут больше выделять государственных денег?

Во-первых, на молодежное кино, потому что у нас его нет. Кинематографисты не очень понимают, что такое современная российская молодежь. Во-вторых, на семейное кино. В-третьих, на фильмы, которые популяризируют Россию, классический пример — фильм «Поехавшая», фильм-путешествие, комедия, которая показывает Россию такой, какая она есть.
— Сложнее ли стало содержать кинотеатры? Почему?

У нас долгое время кинопрокат строился по принципу «берем западный блокбастер, обрабатываем его локализацией и запускаем в сеть „Каро“». Как только блокбастеры кончились, сети просели на 80−90%. Однако в регионах работает другая модель: местные городские сети (5−10 кинотеатров) превратились в очаги досуга, в Москве реализуется программа кинотеатров «Место встречи». Там показывают российские фильмы. Эти сети пережили рост. Это больше похоже на американскую модель — у них нет общенациональных сетей проката, у них очень много локальных сетей (они так развивались еще с 50-х годов).
— Российское кино — это постоянные ответы Западу?

Нет, мы замечаем, что наших отпустило с этим. Кто-то очень хорошо сказал, что Запад не воспринимает нас как цивилизацию, а китайцев и арабов воспринимает. Но хуже то, что мы сами себя долгое время не воспринимали как самостоятельную цивилизацию. А на самом деле нам нужно самих себя нащупать, в том числе и в кино.

— Поделитесь своей подборкой российских фильмов

В первую очередь это современные сериалы. Я рекомендую всем посмотреть «1703» — чудесный питерский нуар, «Вампиры средней полосы», «Фандорин. Азазель». Из фильмов — «Поехавшая», «Вызов» — уникальный фильм, снятый в космосе.
Made on
Tilda