ЖУРНАЛ СМЫСЛОВ
Стук колес, пейзажи сменяются один за другим. Целый вагон талантливых людей едет в творческую академию «Меганом», и тут я знакомлюсь с редактором журнала «Вернике и Брокá» Марией Филиппович. Сегодня мы узнаем, как студенты-медики превратили университетскую газету в художественный журнал.
— Расскажи про историю создания журнала и его тематику.

Все началось в ноябре 2018, тогда вышел первый выпуск. Это был тяжелый коллективный труд. Мы сидели в медиацентре с ребятами, обдумывали структуру, каждую иллюстрацию, верстку, поставили задачи. Например, мой друг иностранец рисовал обложку.

Первый номер был «сборная солянка», кто-то писал про поездку в Судак, откуда мы сейчас едем, другие про Нобелевских лауреатов. В течение следующего полугода мы с ребятами думали, что будем делать это ежемесячно. Выпускали по 8 либо 16 полос, было очень много материала. Над каждым выпуском работало 10−12 человек. Затем выпускать газету каждый месяц стало сложнее, появились тексты, которые нужно размещать не на одну, а на несколько полос, поэтому решили поменять формат.

Каждый наш выпуск экспериментальный, нет повторяющегося дизайна. Где-то за год до ковида газета превратилась в журнал, увеличился объем текстов, все больше людей хотели опубликовать свои материалы, в том числе и иностранцы. Так выходили номера и на русском, и на английском. Мы самостоятельно переводили тексты. Из-за такого объема материалов журнал стал выходить реже, четыре раза в год. А потом ребята захотели сделать спецпроект, где авторы публиковали свои фанфикшн истории с отсылками на другие известные произведения великих писателей и поэтов.
— Как вам пришла идея изменить формат студенческой газеты на журнал?

В студенческой газете мы в основном размышляли, как правильно планировать свое время, не стрессовать, а не про жизнь в университете. Чтобы не терять связь с нашим вузом КГМУ, мы переводили медицинские статьи нобелевских лауреатов. Те ребята, которые занимались этим, вскоре выпустились, поэтому мы решили писать только художественные материалы. Авторы больше писали про философию, антропологию, социологию, но уже реже про медицину, и мы решили сменить формат.
— Какие тексты у вас в основном в журнале? И как туда попасть?

Последние три года мы запускаем заявочную кампанию текстов: публикуем на разных платформах тему, делимся рефренами и ожиданиями. Даем авторам возможность публиковаться в одном из трех форматов: эссе, нон-фикшн или художественные тексты. Дальше команда выбирает, подходит материал или нет, у нас строгий отбор. Мы хотим, чтобы у авторов оставалась конкуренция, и тексты становились все качественнее.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— Как вы выбираете тематику номера?

Это происходит спонтанно. Вот, например, тема прошлого выпуска была «Прозрачность». Сюда больше относится тематика античной греческой культуры, про демократию в той стране, где все термины были четкими и определенными. Один итальянский автор писал, что Аристотель и другие философы тех времен точно знали значения слов. Они не давали предметам абстрактные обозначения. Например, сейчас мы видим зеленое поле, а для греков оно было с определенным оттенком. Гомер в «Одиссее» писал, что море было не просто синего цвета, оно отливало винным оттенком на закате. Именно эта точность и четкость определения помогает читателю увидеть тоже самое. Поэтому в выпуске «прозрачность» мы хотим, чтобы авторы написали такие тексты, в которых будет видна четкая картина и сюжет.

В 2023 году мы хотим сделать два выпуска, которые будут противоречить друг другу. И вот этому номеру противопоставляется другой под названием «Пограничность». Тема этого номера — экзистенциальная неопределенность человека в конкретных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— В чем особенность вашего журнала?

Мы ищем молодых авторов, для которых это станет первым опытом публикации, и кроме этого даем им обратную связь: что не так, как отредактировать, улучшить текст, делимся опытом.
— Дай советы тем, кто тоже хочет создать свой журнал.

Ничего не бойтесь. Если что-то хочется делать, то делайте!
В мае прошлого года с коллегами ездили в Тулу на образовательный интенсив, всю дорогу домой разговаривали про лекторов. Там выступала девушка диджей — она составляет диджей-сеты. Это очень сложно, без определенных навыков никто не справится с этим. Так мы и пришли к выводу, что если человек когда-то писал заметки, вел дневник, то, в конце концов, это выльется во что-то. Нужно наблюдать за собой. В тот момент я вспомнила, что вела блог, делала небольшие зарисовки, но тогда не обращала на это внимание. А сейчас я пишу — у меня есть научные публикации и несколько статей на сайтах. Поэтому то, что вы делаете сейчас, обязательно превратится во что-то. Если кажется, что вы пишите коряво, то в будущем все равно благодаря этому будете лучше формулировать свои мысли. Даже те сторис, которые публикуете с одной меткой фразой или тремя предложениями, помогают развивать язык.
Made on
Tilda